Консультация

« Нетрадиционные формы работы с детьми среднего возраста по формированию связной речи »

 

Одним из направлений логопедической работы является развитие

речевых творческих способностей ребёнка,подразумевающее развитие

воображения и гибкого, нестандартного мышления.

А что же такое связная речь?

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики

и грамматики, представляет единое целое, систему;  обладает

относительной самостоятельностью, законченностью и разделяется на более

или менее значимые части, связанные между собой.

Виды связной речи.

Диалогическая — естественная форма языкового общения, состоящая из

обмена высказываниями (вопрос, ответ, добавления, пояснения,

высказывание двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с

какой-либо ситуацией).

Монологическая - развернутый вид речи, возникший в недрах

диалогической речи (описание, повествование, рассуждение).

 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.Наглядные

2.Словесные

3.Практические

4.Игровые

 

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи

дошкольников.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии

речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов,

влияющих на речевую функцию.

- Ухудшение состояние здоровья детей.

- Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей.

- Глобальное снижения уровня речевой культуры в обществе.

Связная речь является  основной для современной деятельности

ребенка, так как в ее основе лежат понимание детьми друг друга.

Использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребёнка за счёт

повышения мотивации к развитию собственной речи, поддерживает у детей

познавательную активность, повышает эффективность коррекционной

работы в целом. Чтобы научить детей связно излагать свои мысли,

рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с

традиционными методиками, нужно использовать и инновационные 

комбинированные методы обучения:

-Пескотерапия

-Наглядное моделирование/ мнемотехника;

-Прием «ИЗОсказка».

-Развитие речи детей с помощью мультфильмов.

 

Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием

основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей

детскую речь единицей.

Пескотерапия

Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути

являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его

переживаний, желаний, умений, возможностей.

Придумывая песочные истории, в удобной для ребенка форме, мы

органично передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем об

окружающем его мире.

Пескотерапия используется с любой возрастной категорией. Игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие речи ребенка. Детям во время игр с песком, обучающийся материал становится более доступным. Обобщение,

классификация предметов дается легко, психологические процессы

протекают щадяще, повышается уровень вербальной памяти, внимания,

восприятия.

При работе с песком, при минимальном напряжении, создается эффект

успеха.

Развивается диалогическая речь, при этом активизируется речевой центр.

Дошкольники, при нарушениях мелкой моторики, имеют возможность

получать тактильные ощущения. Высокая двигательная активность мелкой

моторики рук ведет улучшению речевой активности.

Игры с песком улучшают общее состояние, снимают напряжение,

успокаивают и расслабляют.

Примеры игры

-Развитие связной речи детей, обучение рассказыванию: «Дорисуй и составь

предложение»;

-составление описательных рассказов «Что спрятал песок?», «Мой клад», 

«Две игрушки»;

-составления творческих рассказов «Что случилось», «Продолжи

рассказ, «Придумай историю».

 

Развитие речи методом наглядного моделирования/мнемотехника.

Моделирование-это процесс создания модели и их использование в целях

формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях

между элементами этих объектов.

Задачи моделирования:

знакомство с графическим способом представления информации;

развитие умения дешифровки/ анализа модели;

формирование навыка самостоятельного моделирования.

Этапы работы по моделированию

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Перекодировка информации, т. е. Преобразование из абстрактных символов

в образы.

После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по

заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

Рассказывание по мнемотаблицам детьми.

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в

работе над всеми видами связного высказывания:

— пересказ;

заучивание стихотворения;пословиц,поговорок;

загадывание и отгадывание загадок

— описательный рассказ;

— творческий рассказ.

Мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном

восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения

с помощью изображений.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство

запоминания»

 

Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Структура мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания,

обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят

с мнемоквадратами – понятными зображения, которые обозначают одно

слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем

педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки — это несколько

схематичных рисунков, расположенных линейно, по которым можно

составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная

структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения

основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить

и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

 

Логосказки

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные

дидактические игры занятия, в том числе сказки.

Волшебные сказки раскрывают перед детьми меткость и

выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором,

живыми и образными выражениями. В процессе работы со сказкой сначала происходит процесс накопления знаний, закрепляются лексико-грамматические категории, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе работы со сказкой развиваются, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, умение последовательно передавать происходящие события.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо

ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту

модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

 

Развитие речи детей с помощью мультфильмов

Смотреть мультфильмы малыши готовы бесконечно. И из этого педагоги

могут извлечь пользу не только для воспитания детей, но и для развития

мышления, воображения и речи.

Игры и упражнения, способствующие развитию речевого творчества

детей с использованием мультфильмов.

Режиссер” - изменение деталей, эпизодов мультфильмов.

«Мультфильм-калька» -используя схему-сюжет популярного мультфильма,

сочинить новую историю.

Плёнка закончилась” - детям предлагается начало мультфильма, а они

должны придумать и разыграть его продолжение.

Создание мультфильма”- в программе “Мульти - Пульти” или другими

способами. И т.д.

                                                                                                                 Учитель-логопед: Ковешникова Е.В